3 июня в ДК Химик алчевцы смогли насладиться убойной комедией, спектаклем в двух действиях «Руководство для желающих жениться», где одну из ролей исполнил харизматичный российский актер Алексей Панин. Перед спектаклем он согласился дать интервью нашему сайту.
Стоит сказать, что Алексей Панин из тех, кого не охарактеризуешь двумя-тремя словами. Более того, говоря о нем, постоянно рискуешь скатиться в какую-то одну крайность – то со знаком «плюс», то со знаком «минус». Судите сами. Он удивительный актер – талантливый, харизматичный и органичный, таких, как он, на экране не так уж и много. Тем не менее, редкий режиссер не жалуется на его тяжелый характер и редкостную вспыльчивость. Он удивительно обаятельный человек, но упаси вас боже попасть ему, что называется, под горячую руку – по его собственным словам, ему гораздо легче «набить морду, чем разбираться со своим обидчиком в суде».
- Алексей, вы неоднократно признавались, что петь вам отродясь не доводилось, тем не менее, согласились как- то принимать участие в проекте канала «1+1» «Звезда плюс звезда»?
- «Не доводилось петь» – слишком мягко сказано, я всегда честно говорил и говорю, что просто не умею этого делать. Люди, которые приходят в караоке и орут нетрезвым голосом, вызывают у меня, как минимум, иронию, а как максимум, – раздражение. Более того, много публичных людей, желая освоить смежную профессию, выходят на сцену петь, что, на мой взгляд, выглядит нелепо. А поскольку я, в отличие и от тех, и от других, всегда трезво отдаю себе отчет в том, что могу делать, а что – нет, то к предложению поучаствовать в проекте поначалу отнесся неоднозначно. Более того, безумно волновался на съемках, что мне, вообще-то, несвойственно: я привык выходить на сцену, поэтому откровенный мандраж нападает на меня не так уж часто. Возможно, не все и всегда у меня получается, но ужаса перед сценой нет. Тут же был именно страх, причем непроизвольный, с которым ничего нельзя было поделать – нас с моей партнершей, Сати Казановой, просто трясло перед каждым выступлением.
- Насколько для вас вообще важно партнерство - как в искусстве, так и в жизни?
-В жизни я сам по себе, а вот на сцене, даже если на нее выходит всего два человека, партнерство очень важно. Каким бы замечательным актером ты ни был, если рядом с тобой актер ниже среднего уровня, ты не вытянешь на себе все. С хорошим партнером ты стараешься, тянешься вверх, растешь, а с плохим – камнем падаешь вниз.
- Вам ведь с партнерами всегда везло?
- В этом смысле я действительно счастливый человек, мне везло на партнеров и в театре. Я ведь попал в него после так называемого кризиса 90-х годов, когда по времени кино уже не было несоветским (Советский Союз к тому времени уже кончился), но по духу все еще оставалось таковым. Нынешних молодых актеров тогда еще и в помине не было, зато были те, чьи имена сейчас – легенда. Помню, как я пацаном-первокурсником попал на съемочную площадку фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», у меня там была небольшая роль. Мы снимали в Чехии, в Праге, что само по себе уже было для меня большим подарком – все-таки заграница! Но самое главное – актеры, которые там снимались: Юрий Каюров, Александр Галибин, Владимир Конкин, Анатолий Ромашин, Леонид Харитонов, Александр Филиппенко. Настоящее созвездие! Так это я еще не всех назвал. Не могу сказать, что они учили меня актерской профессии, но я ловил буквально каждое их слово, как губка, впитывал все – как они репетируют, как играют. Это была колоссальная профессиональная школа! В «Каменской» мне посчастливилось играть с Валерием Приемыховым, в «ДМБ» – с Виктором Павловым. Таких актеров сейчас нет. Хотя я и не хочу сказать, что все молодые однозначно плохие, тут, как ни банально это звучит, все зависит от человека. Я, например, очень рад, что на проекте «Звезда плюс звезда» познакомился с Виктором Логиновым. До этого мы с ним пару раз мельком виделись, но знакомы не были. Тут же, пообщавшись, я понял, что этот человек – мой по духу. Ничего не нужно долго объяснять, мы понимаем друг друга буквально с полуслова, о многом думаем одинаково. Он – настоящий, а не сделанная продюсерами и СМИ звезда. Хотя Витя, по большом счету, снялся только в одном сериале. У таких актеров, как правило, происходит нечто подобное разжижению мозга: еще вчера они никому не были нужны, теперь же их начали узнавать на улицах и у них от этого буквально рвет крышу. Витя в отличие от таких людей, наверное, в силу своего характера и чисто человеческих качеств не испортился.
-Если бы нужно было одним словом охарактеризовать актерскую профессию, что бы вы о ней сказали?
-Что она безумно зависимая, другой такой в этом смысле я, пожалуй, не знаю. Сегодня у тебя может быть огромное количество работы, которое завтра сменится длительным простоем, когда вдруг замолчит телефон, и ты поймешь, что никому не нужен. Так может продолжаться не только дни, месяцы, но и годы, мы знаем массу примеров, когда талантливые, находившиеся на пике популярности и творческой силы актеры, подолгу сидели без работы. И в этом – главная подлость актерской профессии. Но, с другой стороны, за все надо платить, думаю, это и есть плата – за успех, за то, что тебя узнают на улицах, просят автограф.
-К вам зрители с какими-либо просьбами часто подходят?
-Ой, да с чем только не подходят! Если бы денек походили с известным актером хоть по Москве, хоть по какому-нибудь городку в провинции, вы бы изменили свое мнение о людях в худшую сторону. Иногда просто диву даешься: как такой человек вообще мог появиться на свет?! Где он рос, кто его воспитывал?! Почему он не понимает, что незнакомому человеку нельзя говорить «ты», нельзя, показывая друзьям, тыкать в него пальцем и фотографировать, не спросив разрешения? Я, будучи четырнадцатилетним ребенком (я тогда занимался в знаменитой студии Спесивцева на Красной Пресне) знал, что подходить к актеру после спектакля – просто так, чтобы поболтать – нельзя, особенно, если ты с ним лично не знаком. Наверное, все это часть нашей профессии – так мы платим за свою популярность – и к неадекватным проявлениям зрительской «любви» надо относиться терпимо. Бывает, что человек не хочет тебя обидеть, он просто не умеет по-другому общаться. Но у меня, в силу вспыльчивого характера, это получается далеко не всегда.
-Вы – актер редкого обаяния. Вам часто приходится на нем, что называется, «выезжать»?
- Как и любой человек, я не могу нравиться абсолютно всем без исключения. На кого-то моя улыбка действует, на кого-то – нет, поэтому бывает, что обаяние, как его не расточай, в данном конкретном случае просто не работает. Единственное, что я могу сказать абсолютно точно: оно мне никогда не мешало.
Беседу вел: Александр Алексеев
Стоит сказать, что Алексей Панин из тех, кого не охарактеризуешь двумя-тремя словами. Более того, говоря о нем, постоянно рискуешь скатиться в какую-то одну крайность – то со знаком «плюс», то со знаком «минус». Судите сами. Он удивительный актер – талантливый, харизматичный и органичный, таких, как он, на экране не так уж и много. Тем не менее, редкий режиссер не жалуется на его тяжелый характер и редкостную вспыльчивость. Он удивительно обаятельный человек, но упаси вас боже попасть ему, что называется, под горячую руку – по его собственным словам, ему гораздо легче «набить морду, чем разбираться со своим обидчиком в суде».
- Алексей, вы неоднократно признавались, что петь вам отродясь не доводилось, тем не менее, согласились как- то принимать участие в проекте канала «1+1» «Звезда плюс звезда»?
- «Не доводилось петь» – слишком мягко сказано, я всегда честно говорил и говорю, что просто не умею этого делать. Люди, которые приходят в караоке и орут нетрезвым голосом, вызывают у меня, как минимум, иронию, а как максимум, – раздражение. Более того, много публичных людей, желая освоить смежную профессию, выходят на сцену петь, что, на мой взгляд, выглядит нелепо. А поскольку я, в отличие и от тех, и от других, всегда трезво отдаю себе отчет в том, что могу делать, а что – нет, то к предложению поучаствовать в проекте поначалу отнесся неоднозначно. Более того, безумно волновался на съемках, что мне, вообще-то, несвойственно: я привык выходить на сцену, поэтому откровенный мандраж нападает на меня не так уж часто. Возможно, не все и всегда у меня получается, но ужаса перед сценой нет. Тут же был именно страх, причем непроизвольный, с которым ничего нельзя было поделать – нас с моей партнершей, Сати Казановой, просто трясло перед каждым выступлением.
- Насколько для вас вообще важно партнерство - как в искусстве, так и в жизни?
-В жизни я сам по себе, а вот на сцене, даже если на нее выходит всего два человека, партнерство очень важно. Каким бы замечательным актером ты ни был, если рядом с тобой актер ниже среднего уровня, ты не вытянешь на себе все. С хорошим партнером ты стараешься, тянешься вверх, растешь, а с плохим – камнем падаешь вниз.
- Вам ведь с партнерами всегда везло?
- В этом смысле я действительно счастливый человек, мне везло на партнеров и в театре. Я ведь попал в него после так называемого кризиса 90-х годов, когда по времени кино уже не было несоветским (Советский Союз к тому времени уже кончился), но по духу все еще оставалось таковым. Нынешних молодых актеров тогда еще и в помине не было, зато были те, чьи имена сейчас – легенда. Помню, как я пацаном-первокурсником попал на съемочную площадку фильма Глеба Панфилова «Романовы. Венценосная семья», у меня там была небольшая роль. Мы снимали в Чехии, в Праге, что само по себе уже было для меня большим подарком – все-таки заграница! Но самое главное – актеры, которые там снимались: Юрий Каюров, Александр Галибин, Владимир Конкин, Анатолий Ромашин, Леонид Харитонов, Александр Филиппенко. Настоящее созвездие! Так это я еще не всех назвал. Не могу сказать, что они учили меня актерской профессии, но я ловил буквально каждое их слово, как губка, впитывал все – как они репетируют, как играют. Это была колоссальная профессиональная школа! В «Каменской» мне посчастливилось играть с Валерием Приемыховым, в «ДМБ» – с Виктором Павловым. Таких актеров сейчас нет. Хотя я и не хочу сказать, что все молодые однозначно плохие, тут, как ни банально это звучит, все зависит от человека. Я, например, очень рад, что на проекте «Звезда плюс звезда» познакомился с Виктором Логиновым. До этого мы с ним пару раз мельком виделись, но знакомы не были. Тут же, пообщавшись, я понял, что этот человек – мой по духу. Ничего не нужно долго объяснять, мы понимаем друг друга буквально с полуслова, о многом думаем одинаково. Он – настоящий, а не сделанная продюсерами и СМИ звезда. Хотя Витя, по большом счету, снялся только в одном сериале. У таких актеров, как правило, происходит нечто подобное разжижению мозга: еще вчера они никому не были нужны, теперь же их начали узнавать на улицах и у них от этого буквально рвет крышу. Витя в отличие от таких людей, наверное, в силу своего характера и чисто человеческих качеств не испортился.
-Если бы нужно было одним словом охарактеризовать актерскую профессию, что бы вы о ней сказали?
-Что она безумно зависимая, другой такой в этом смысле я, пожалуй, не знаю. Сегодня у тебя может быть огромное количество работы, которое завтра сменится длительным простоем, когда вдруг замолчит телефон, и ты поймешь, что никому не нужен. Так может продолжаться не только дни, месяцы, но и годы, мы знаем массу примеров, когда талантливые, находившиеся на пике популярности и творческой силы актеры, подолгу сидели без работы. И в этом – главная подлость актерской профессии. Но, с другой стороны, за все надо платить, думаю, это и есть плата – за успех, за то, что тебя узнают на улицах, просят автограф.
-К вам зрители с какими-либо просьбами часто подходят?
-Ой, да с чем только не подходят! Если бы денек походили с известным актером хоть по Москве, хоть по какому-нибудь городку в провинции, вы бы изменили свое мнение о людях в худшую сторону. Иногда просто диву даешься: как такой человек вообще мог появиться на свет?! Где он рос, кто его воспитывал?! Почему он не понимает, что незнакомому человеку нельзя говорить «ты», нельзя, показывая друзьям, тыкать в него пальцем и фотографировать, не спросив разрешения? Я, будучи четырнадцатилетним ребенком (я тогда занимался в знаменитой студии Спесивцева на Красной Пресне) знал, что подходить к актеру после спектакля – просто так, чтобы поболтать – нельзя, особенно, если ты с ним лично не знаком. Наверное, все это часть нашей профессии – так мы платим за свою популярность – и к неадекватным проявлениям зрительской «любви» надо относиться терпимо. Бывает, что человек не хочет тебя обидеть, он просто не умеет по-другому общаться. Но у меня, в силу вспыльчивого характера, это получается далеко не всегда.
-Вы – актер редкого обаяния. Вам часто приходится на нем, что называется, «выезжать»?
- Как и любой человек, я не могу нравиться абсолютно всем без исключения. На кого-то моя улыбка действует, на кого-то – нет, поэтому бывает, что обаяние, как его не расточай, в данном конкретном случае просто не работает. Единственное, что я могу сказать абсолютно точно: оно мне никогда не мешало.
Беседу вел: Александр Алексеев